Скрипят тормоза: причины и как устранить
Непонятные звуки, которые может издавать тормозная система, называют скрипом. Они могут быть 2 видов. Если вы научитесь их различать, то сможете самостоятельно узнать причину. Чтобы вы поняли как возникают такие звуки — далее расскажем о строении и принципе работы дисковых тормозов.
Конструкция тормозов
- Тормозной диск: Металлический диск, крепящийся к колесу. При нажатии на тормоза тормозные колодки прижимаются к диску для замедления вращения колеса.
- Тормозные колодки: Пластинки из специального термостойкого материала, которые прижимаются к тормозному диску для создания трения и замедления вращения колеса.
- Тормозной механизм: Механизм, обеспечивающий прижатие тормозных колодок к диску. Включает в себя тормозной суппорт, тормозной цилиндр, поршень и другие детали.
- Тормозной механизм управления: Ручка или педаль, которую водитель использует для нажатия на тормоза. Нажатие на ручку или педаль вызывает прижатие тормозных колодок к диску.
- Гидравлическая система: Система, передающая усилие нажатия на педаль тормоза к тормозному суппорту. Включает в себя тормозные шланги, гидравлический цилиндр и жидкость тормозной системы.
- Пневматическая система (для грузовиков и автобусов): Аналогична гидравлической системе, но использует сжатый воздух вместо гидравлической жидкости.
- ABS (антиблокировочная система): Электронная система, контролирующая торможение и предотвращающая блокировку колес при резком торможении.
- Термический датчик (для некоторых систем): Датчик, который контролирует температуру тормозных дисков и колодок, предотвращая их перегрев.
Дисковые тормоза обеспечивают более эффективное торможение по сравнению с барабанными тормозами за счет лучшей вентиляции и равномерного распределения тепла. Они широко используются на современных автомобилях, мотоциклах и других транспортных средствах.
В одном диске есть несколько элементов, которые могут скрипеть, свистеть или скрежетать.
Принцип работы дисковых тормозов
Принцип работы дисковой тормозной системы основан на преобразовании кинетической энергии в тепловую энергию с использованием трения. Вот основные шаги работы:
- Нажатие на педаль тормоза: Водитель нажимает на педаль тормоза, что приводит к передаче усилия через гидравлическую (или пневматическую) систему к тормозным суппортам.
- Прижатие тормозных колодок: Тормозной суппорт с помощью гидравлического (или пневматического) цилиндра прижимает тормозные колодки к поверхности тормозного диска.
- Создание трения: При прижатии колодок к диску происходит сильное трение между поверхностью колодок и диска. Это преобразует кинетическую энергию в тепловую, что замедляет вращение диска и, следовательно, колеса.
- Тормозной эффект: Таким образом, сила трения замедляет вращение колеса, а значит, и движение автомобиля.
- Разжатие колодок: После того как водитель отпускает педаль тормоза, тормозной суппорт отжимает тормозные колодки от диска, и колесо снова свободно вращается.
Этот процесс повторяется при каждом торможении. Дисковые тормоза обеспечивают более эффективное торможение и лучшее охлаждение по сравнению с барабанными тормозами, что делает их популярным выбором для большинства современных автомобилей.
Причины скрипа тормозов
Скрип тормозов может быть вызван несколькими причинами, и важно определить их для правильного устранения проблемы. Вот некоторые из возможных причин и способы их устранения:
- Износ тормозных колодок: Проверьте состояние тормозных колодок. Если они изношены, замените их.
- Подклинивание тормозных суппортов: Самая опасная поломка, из-за которой нарушается торможение и работа всей тормозной системы. В результате появляется скрежет. Чтобы это устранить нужно полностью разобрать и смазать суппорт.
- Грязь или пыль на тормозных дисках: Очистите тормозные диски от грязи и пыли с помощью специального средства или промойте их водой.
- Поврежденные тормозные диски: Проверьте состояние тормозных дисков на наличие трещин или износа. При необходимости замените диски.
- Неправильная установка тормозных колодок: Проверьте правильность установки тормозных колодок и их соответствие производителю.
- Плохое состояние тормозных механизмов: Проверьте состояние тормозных механизмов (например, тормозных цилиндров) и замените их при необходимости.
- Использование не качественных или изношенных деталей: При замене тормозных колодок или дисков используйте качественные запчасти от производителя или проверенные бренды.
- Высокая влажность: Скрипи могут появиться и из-за ливнев или снега. На поверхности дисков появляется конденсат. Чтобы устранить его, нужно прогреть автомобиль и все пройдет.
Если проблема не устраняется после выполнения этих действий, лучше обратиться к специалисту в сервисный центр для диагностики и ремонта тормозной системы.