Срок службы аккумуляторов автомобильных
Аккумуляторная батарея (АКБ) является одной из ключевых компонентов автомобиля, поскольку обеспечивает питание для запуска двигателя и работы электрических устройств автомобиля (фар, стеклоочистителей, радио и др.). Без работающего аккумулятора автомобиль даже не сможет завестись.
К сожалению, аккумуляторная батарея имеет ограниченный срок службы. Номинальный срок службы аккумулятора обозначает то, сколько аккумулятор способен проработать если соблюдать все условия и правила эксплуатации.
Например, расчетный срок службы свинцово-кислотных батарей для легковых автомобилей составляет 5–6 лет. Этот срок может изменяться в зависимости от производителя и технологии изготовления. На самом деле АКБ работают в среднем 3–4 года, иногда конечно доживают и до 8 лет, и даже 10–11 лет. Все зависит не только от технологии изготовления, но и от конкретных условий работы, исправностью системы зарядки, стиля езды, погодных условий и др. Если автомобиль используется в качестве такси, батарея на нем прослужит не более 1,5 года.
Как определить реальный срок службы аккумулятора?
Современные литий-ионные аккумуляторы, могут иметь более длительный срок службы, но их стоимость может быть выше. Важно следить за знаками ухудшения производительности аккумулятора, такими как затруднения при запуске двигателя, низкое напряжение при холодной погоде и коррозия на контактных точках.
Режимы эксплуатации АКБ:
- Регулярное полуразряженное состояние батареи
Этот режим типичный для эксплуатации в городских условиях с регулярными короткими поездками. Запуск мотора требует много заряда аккумулятора, он не успевает зарядиться полностью, ведь подзарядка осуществляется от генератора только при включенном двигателе. Справится с проблемой помогут периодические долгие поездки или зарядка от сетевого зарядного устройства раз в 2 месяца. - Глубокий разряд
Полностью заряженный аккумулятор имеет напряжение на клеммах 12,6–12,9 V. АКБ некоторых производителей имеет чуть выше напряжение 13,0–13,3 V. Если напряжение падает до 12,1 V или ниже — нужно срочно зарядить АКБ. Нельзя допускать, чтобы батарея разрядилась ниже 10,8 V. Глубокий разряд очень плохо сказывается на свинцово-кислотных аккумуляторах, особенно кальциевых. - Чрезмерный заряд
Перезаряд случается из-за завышенного напряжения. Если напряжение зарядки поднимется выше 14,5 V, в аккумуляторе происходит гидролиз воды и она раскладывается на водород и кислород в газообразной форме. Понижается уровень электролита, а плотность растет. Этот процесс необратим. В необслуживаемом АКБ компенсировать его невозможно. В обслуживаемом АКБ можно долить дистиллированную воду.
При каких температурах использовать АКБ?
Аккумулятор не рекомендуется использовать ни при слишком высоких температурах, ни при слишком низких.
Повышенные температуры воздуха приводят к испарению воды, снижению уровня электролита, повышают саморазряд. Если у вас аккумулятор обслуживаемого типа, летом его нужно проверять раз неделю на уровень электролита, и если он понижен — доливать дистиллированную воду. Также в летний сезон нужно уделять особенное внимание напряжению, чтобы не перезарядить батарею.
А в холодное время года электролит стает очень вязким и хуже проникает в электроды. Его электрическое сопротивление растет, зарядный ток и емкость батареи снижается. Вот почему именно зимой часто возникают проблемы с запуском мотора. Постоянная недозарядка сильно снижает ресурс батареи. Иногда из-за замерзания электролита лопает корпус АКБ, из-за чего она стает непригодной для использования. Из-за снижения плотности электролита повышается температура замерзания.
Чтобы снизить вредное влияние низких температур на аккумулятор, нужно поместить его в термостат, сделанный своими руками из 2 ящиков (меньший расположить внутри большего). Между двумя ящиками положить термоизоляционный материал (пенопласт, войлок и т.д.). При сильно пониженных температурах воздуха на ночь лучше снимать батарею и прятать ее в теплом месте. Хранить аккумулятор нужно в заряженном состоянии.
Как исчисляется гарантийный срок АКБ?
Аккумулятор кроме среднего и реального срока службы еще имеет и гарантийный срок. Это срок, в течение которого производитель или продавец гарантирует исправную работу АКБ и обязуется обменять или заменить его в случае неисправности. Стоит отметить, теоретически гарантия на новый автомобиль должна распространятся и на батарею. Но не всегда получается это доказать, ведь гарантия распространяется лишь на случаи поломки в результате производственного брака. В случае, если вы угробили АКБ до истечения срока гарантии — вам вряд ли получится заменить его по гарантии.
Также стоит учитывать еще одну особенность — гарантийный срок начинается не с дня продажи батареи, а с даты производства. Ведь химические процессы идут в аккумуляторе даже во время его хранения. Заводские дефекты проявляются в первые 6–10 месяцев.